Сценарий торжественной церемонии посвященной 1 сентября
В подавляющем большинстве школ торжественная церемония, посвященная началу нового учебного года, проходит в форме линейки. Линейка, можно сказать, стала традиционной формой первосентябрьской церемонии.
А между тем давно известно, что традиционное - это не всегда самое лучшее. Традиции - очень коварная вещь. Они имеют свойство выживать и сохраняться, когда эпоха, их породившая, уже давно канула в лету. Так и с линейкой. Линейка была позаимствована советской школой из арсенала дореволюционных гимназий и кадетских корпусов. А там, как известно, учились одни мальчики, все они носили форму, а еще - они с первого класса занимались "шагистикой". Кроме того, учебные заведения тех времен были небольшими по численности - не более двухсот учащихся. Все эти условия в основном сохранились в советской школе 30-50─ х годов. Поэтому и линейка в советско-сталинской школе была явлением гармоничным. Сегодня иное время и иная школа-Отменена единая форма. Мальчики и девочки учатся совместно. При этом никто из них не умеет маршировать (а значит - никто не умеет быстро, по команде строиться и перестраиваться в шеренгу, колонну, в каре и т.д.). И, наконец, численность современной среднестатистической школы давно перевалила за тысячу. То есть изменилось практически все... А вот линейка осталась. Но только во что она превратилась? В самый настоящий театр абсурда! Причем спектакль в этом театре длится не менее трех актов.
Акт 1. Построение. Если раньше учащиеся могли быстро и организованно в течение считанных секунд выстроиться на школьном плацу, то сегодня они не в состоянии этого сделать - у них за плечами нет еженедельных тренировок, как у гимназистов или кадетов. А раз сами ученики построиться не могут, их должен построить кто-то. Кто? В лучшем случае - учитель физкультуры (это единственный в школе учитель, хоть что-то понимающий в построениях), в худшем - классные руководительницы, внимающие распоряжениям замдиректора. Чаще бывает второе. Как это выглядит со стороны? Грустно и смешно. Классные руководители после того, как прозвучит сигнал, начинают выстраивать своих подопечных то в 2, то в 3, то в 4 шеренги, передвигают их то вправо, то влево, то вообще переводят их с фланга на фланг. Дети при этом плохо соображают, что от них требуется, а поэтому шумят и толкают друг друга. Это вызывает раздражение учителей, они начинают повышать голос.... На этом заканчивается первый акт, и тут же без перерыва начинается акт второй.
Акт 2. Перепостроение. В силу перенаселенности большинства школ детей на линейку обычно выстраивают в 3 или 4 ряда (исключение - первоклассники, которым разрешается стоять по два). А что значит "4 ряда"? Это значит, что стоящие третьими или четвертыми изначально обречены на то, чтобы "ничего не увидеть". А ведь не секрет, что этими "третьими" и "четвертыми, как правило, оказываются мальчишки - по соображениям этикета девочек нужно пропускать вперед". При этом в расчет не берется, что девочки, во-первых, ничуть не уступают ростом мальчишкам и, во-вторых, они по случаю праздника украшают свои прически бантами. А какой мальчишка смиренно воспримет тот факт, что ему ничего не видно, и не видно ему из-за девчонок? Да ни один нормальный пацан с этим не смирится. (Исключение - юноши 10 и 11 классов: они не только смиренно, они даже с удовольствием позволят одноклассницам стоять впереди себя.) И во что это все выливается? Мальчишки, обиженные дискриминацией, выражают протест: кто-то словами, кто-то действиями. На дерганья, толчки и щипки девчонки отвечают также словами и действиями. Классные руководители, пытаясь примирить и усмирить подопечных, начинают их перестраивать, но в результате появляются лишь новые обиженные. В итоге раздраженные классные руководители прибегают к древнему испытанному средству - они еще сильнее повышают голос... И здесь начинается третий акт.
Акт 3. Стояние. Во время этого акта выясняется, что спор за "место под солнцем" из акта предыдущего был, мягко говоря, бессмысленным. Потому что ни тем, кому "видно" ни тем, кому "не видно", смотреть, по большому счету, все равно не на что. Ведь что из себя представляет линейка не с точки зрения формы, а с точки зрения содержания? Из чего она состоит? А состоит она из 95% слов и 5% действий. То есть традиционная линейка - это бесконечная говорильня. И к тому же - однообразная "говорильня". Ибо все выступающие на линейке, начиная с директора школы и заканчивая председателем родительского комитета, говорят по сути об одном и том же. И это не их вина. И даже - не их беда. Просто так принято, так положено. На первосентябрьской линейке выступающим нужно:
- поздравить присутствующих с новым учебным годом;
- вспомнить о том, как окончился прошлый год и как прошло лето;
- посетовать на сложность эпохи;
- поблагодарить шефов и спонсоров за поддержку;
- восхититься новыми жителями школы - первоклассниками;
- обратиться к пятиклассникам, которые начинают учиться "по-новому", то есть не у одной учительницы;
- подбодрить девятиклассников, для многих из которых этот год будет последним в школьной биографии;
- полюбоваться одиннадцатиклассниками - гордостью школы;
- поприветствовать новых учителей, поступивших на работу накануне 1 сентября;
- отметить самоотверженный труд учителей-ветеранов;
- обратить внимание присутствующих на качество проведенного ремонта и попросить бережно относиться к школьному имуществу;
- призвать всех к добросовестному труду, к взаимо-21 пониманию и поддержке.
Причем обо всем этом должен сказать не один человек, а, как минимум, пять. Следуя негласному протоколу и по дипломатическим соображениям на линейке должны выступить:
1. представитель администрации школы,
2. представитель шефствующей или вышестоящей организации,
3. представитель родительской общественности,
4. представитель педагогического коллектива,
5. представитель ученического товарищества.
А еще при этом нужно учесть, что многие выступающие - отнюдь не мастера красноречия. Скорее наоборот: они жертвы косноязычия. И - что интересно - многие из них об этом догадываются. Но, даже зная о своих невеликих ораторских способностях, они все равно выходят к микрофону, ибо этим они исполняют свой долг, вносят свой вклад в поддержание традиции.
А еще многие "ораторы" почему-то убеждены, что произносить речь короче трех минут - это неприлично: "Если уж тебе дали слово, ты обязан говорить, как минимум, 5 минут, а еще лучше - 10". И большинство выступающих следуют этому предубеждению.
Вот и получается, что линейка - это чередование выступающих, которые говорят долго, нудно и об одном и том же. Смотреть на линейке практически не на что. Ну разве лишь на то, как первоклассники декламируют заученные четверостишья и как старшеклассник обходит строй с девочкой на плече. Поскольку в обоих этих эпизодах случаются накладки, постольку в эти моменты можно посмеяться. Хоть и злорадно, но все-таки посмеяться. А все остальное - бесконечная и малопонятная "говорильня".
Как реагируют дети на то, что происходит в третьем акте? Так же, как и на происходящее в первых двух. Они не понимают, зачем это нужно, раздражаются и протестуют. Педагогам в ответ приходится снова повышать голос.
В итоге линейка из торжественной церемонии превращается во всеобщее "хождение по мукам", в массовое наказание.
Ну разве это не мука и не наказание для ребенка, когда его сначала перепихивают с места на место, как куклу, а затем заставляют неподвижно стоять с портфелем и цветами, уткнувшись взором в затылок одноклассника? Стоять целый час. Стоять под нудным словесным ливнем. Стоять, не имея шанса пошевелиться, - ведь тогда на него обрушится злобное шиканье и шипенье педагога. Такое бывает только еще в одном случае: когда ставят в угол. Но ведь "угол" - это наказание. А наказание следует за проступки. Какой же проступок совершили разом все ученики школы, если их в первые же минуты учебы "ставят в угол"?!
А педагоги? Неужели им очень хочется "цыкать, зыр-кать и рявкать" на ни в чем еще не провинившихся детей? Конечно, нет! Но они вынуждены это делать. И это для них такие же мука и наказание.
А родители? Они испытывают сразу две муки. Стыд - за то, что их неугомонные чада вертятся и не могут спокойно постоять полчаса. И обиду - за то, что чужие люди, хоть и учителя, орут на их "крошек", которые всего лишь не похожи на манекенов или на стойких оловянных солдатиков.
И даже выступающим на линейке бывает мучительно неприятно - ведь их мало кто не слушает.
Спрашивается, и ради чего организуется это глобальное мучение-наказание? Неужели только ради того, чтобы соблюсти традицию? Но это же абсурд, нонсенс! Это издевательство над здравым смыслом! И что самое удивительное: заложниками устаревших догм, рабами традиций являются, казалось бы, самые просвещенные люди - учителя! Не пора ли педагогам, организаторам первосентябрьских торжеств, вспомнить, что они - светочи разума, а не апологеты глупости?! И, вспомнив это, просто-напросто отказаться от умирающей и мертвящей все традиции.
Тем более что сделать это несложно. Для этого надо всего лишь преодолеть стереотипы в собственной голове. Это - во-первых. И, во-вторых, выйти из тупика догматизма. А выйти можно, как в хорошей сказке, по одной из трех тропинок. Назвать эти тропинки, дорожки, маршруты можно так:
"изменить содержание",
"изменить форму",
"изменить численность".
А теперь - более подробно о каждом из этих путей.
Путь 1. ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ.
"Изменить содержание" - это значит, сохранив линейку как форму торжественной церемонии, привнести в нее такие новые идеи, которые, в конечном счете, сделали бы линейку интересной, а не нудной.
Общее направление этих идей очевидно: надо соотношение "95% слов и 5% действий" превратить в пропорцию "70 на 30", "60 на 40", а еще лучше - "50 на 50". То есть надо наполнить линейку движением. Само собой, под словом "движение" здесь подразумевается не комплекс гимнастических упражнений и не забег на среднюю дистанцию (хотя и от этих идей не следует отказываться). Под "движение" здесь, прежде всего, подразумеваются ритуалы-действия, носящие особое символическое значение.
Вообще-то еще 10 лет назад ритуалов в первосентябрьской линейке было много. Например, был ритуал подъема государственного флага под звуки гимна СССР. Например, был ритуал выноса знамени школы, а заодно - знамен пионерской и комсомольской организаций. Например, был ритуал сдачи рапорта о готовности школы к новому учебному году представителю райкома КПСС. И т.д., и т.п. Все эти ритуалы по известным причинам прекратили свое существование. Из ритуального арсенала былых лет лишь один - самый безыдейный и самый аполитичный - сохранился в неприкосновенности. Это тот самый ритуал, когда маленькая девочка-первоклассница обходит строй, позвякивая медным начищенным колокольчиком, к которому по случаю праздника прикреплен бант. Иногда эту девочку, посадив на крепкое плечо, проносит старшеклассник. Иногда ее ведет за руку обаятельная старшеклассница. Подать первый звонок несовременным ручным колокольчиком - это единственный ритуал, переживший эпоху. А порой, к сожалению, это просто единственный ритуал в первосентябрьских линейках. Исчезни он - и линейки во многих школах вообще окажутся безритуальными.
Сейчас настала пора "собирать камни". Настало время наполнить линейку ритуалами. И самый простой способ сделать это - возродить на новой основе ритуалы советской эпохи. Ведь не зря же ставшая уже банальной истина гласит, что не стоит вместе с грязной водой выплескивать из ванночки ребенка. Вот 10 ритуалов, которые можно считать вполне советскими, но которые гармонично впишутся в реальность сегодняшнего дня.
1. Подъем российского флага под звуки гимна России. Это самый распространенный в мире ритуал: в каждой стране в торжественные моменты принято поднимать национальный флаг под звуки национального гимна.
2. Хоровое исполнение гимна.
Поскольку гимн России исполнить хором невозможно (нет слов), постольку можно спеть хором какую-либо песню. При условии, конечно, что эта песня является гимном школы или населенного пункта, где эта школа расположена. (Например, песня "Моя Москва" уже давно стала гимном столицы.)
3. Вынос знамени школы и организация почетного караула возле знамени.
Даже если у школы нет знамени, его можно изготовить. Ведь сегодня иметь знамя - это престижно и солидно; своими знаменами уже обзавелись многие уважающие себя партии, организации, фирмы. А чем школа хуже? Тем более что наличие знамени, если поверить утверждениям людей в военной форме, укрепляет дух и повышает различные показатели эффективности учебного подразделения,
4. Вынос штандартов классов.
Раньше классы, являющиеся одновременно октябрятскими, пионерскими, комсомольскими группами и отрядами, выходили на линейку с соответствующими флажками. Поскольку с исчезновением пионерии и комсомола классы не перестали быть классами, то есть коллективами учащихся, постольку у каждого класса вполне может быть свой флажок. Для солидности флажки лучше назвать штандартами или - вымпелами. А еще, в отличие от пионерских флажков, классные штандарты можно сделать непохожими друг на друга.
5. Перекличка, или сдача рапортов, или обход строя. Этот ритуал предназначен для мобилизации внимания в начале линейки. Этим он чем-то похож на "оргмомент", с которого начинается любой комбинированный урок. Ритуал имеет множество вариаций. Самая унылая из них -когда распорядитель линейки перечисляет порядковые номера классов, а те нестройно ответствуют: Здесь. Более интересной является вариация, когда в ответ на свой номер классы скандируют какой-либо оригинальный лозунг, являющийся девизом данного конкретного класса. Еще более зрелищен вариант, когда лидеры (командиры, старосты) классов, скомандовав: "Равняйсь! Смирно!", выбегают к трибуне и там сдают рапорт о готовности. А если вспомнить парады на Красной площади, можно организовать обход строя директором школы с персональным приветствием и поздравлением каждому классу.
6. Награждение.
Вручение грамот, дипломов, переходящих вымпелов и ценных подарков - это, пожалуй, самый популярный ритуал советской эпохи. В День Знаний наградить можно и учителей, и родителей, и учеников. Правда, награждать
придется за прошлогодние заслуги; в новом учебном году ни у кого никаких достижений еще нет. На первый взгляд это может показаться нелогичным и неправильным: "Ну что хорошего, если награда находит героя спустя месяцы и годы?". На самом же деле такой подход к награждению более справедлив, чем обычный. Ведь когда заканчивался предыдущий год, коллектив школы ни разу не собирался в полном составе: общешкольных линеек, посвященных окончанию учебы, в школах просто не бывает. А это значит, что если кого-либо тогда и награждали, то делали это в узком кругу и в отнюдь не торжественной обстановке. А между тем общеизвестно: ценна не только и не столько награда, сколько атмосфера, в которой эта награда вручается. Ну, а когда еще, как не 1 сентября, в школе царит самая праздничная атмосфера. Ни до, ни после Дня Первого Звонка в школе не будет такой же торжественной обстановки. Именно поэтому вручать награды в самый торжественный день в году - это и разумно, и красиво. А самое главное - это максимально приятно самим награждаемым: ведь это оправдывает их предпраздничные ожидания (см. главу "С чего начать").
7. Присяга учителей
Присяга существует у представителей разных профессий. Только не у педагогов. Именно по этой причине ее можно ввести, как ритуал, в первосентябрьскую линейку. И если это сделать, то у учеников в будущем появится хотя бы один аргументированный довод в ответ на встречающуюся несправедливость со стороны учителей; они смогут апеллировать: "Вы же присягу давали!". Произносить присягу можно или хором, или поодиночке, положив руку на школьную конституцию, то есть на Устав школы.
8. Клятва учеников.
Было бы крайне несправедливо, если бы на линейке в честном отношении к труду клялись только учителя. Пусть не присягу, но хотя бы клятву или торжественное обещание произнесут и ученики. Тогда и у учителей появится дополнительный аргумент при распекании того или иного ученика за нерадивое отношение к учебе: "А еще клятву давал!". При произнесении клятвы ученики могут положить руку на грудь, там, где сердце.
9. Ритуальное приветствие. Самым известным ритуальным приветствием недавних лет был пионерский салют, который обычно сопровождался массовым скандированием: "Всегда готовы!". Это было отзывом на "клич пионеров": "Будь готов!". В сегодняшней как бы аполитичной школе призывы к борьбе за дело какой-либо партии, конечно же, неуместны. Но вполне могут существовать приветственные ритуалы сугубо школьного содержания. За их основу можно взять, например, народные пословицы про роль учения и знаний в жизни человека. А таких немало:
- "Век живи - век учисью".
- "Кто грамоте горазд - тому не пропаст",
- "Ученье-свет, а неученье-тьма",
- "Кто любит науки - тот не знает скуки",
- "Ученья корень горек, а плод сладок",
- "Будет знанье - придет и признанье",
- "Тяжело в ученьи - легко в бою".
При этом первая часть пословицы может стать призывом, а вторая - отзывом. Или можно, подражая приветствию мусульман, учредить такие призыв и отзыв: "Знание - сила" - "Сила в знании". Отзыв может сопровождаться каким-либо жестом: прикасанием указательного пальца ко лбу; ударом правого кулака по левому плечу; сгибанием левой руки в "жесте культуриста"; и т.д.
10. Возложение цветов.
Этот ритуал возможен, если в школьном дворе есть памятник или мемориальная доска, установленные в честь тех, кто отдал жизнь за Отечество в войнах прошлых лет. Существует вариация этого ритуала, когда специальная группа с корзиной цветов или гирляндой уходит с линейки и направляется (пешком или на автотранспорте) к не близко расположенному памятнику. Этот ритуал часто сопровождается минутой молчания.
Все эти ритуалы, за исключением первого и последнего, совсем не обязательно делать серьезно-пафосными. При желании их можно приправить небольшой порцией иронии, юмора, шутки. Например, отнюдь не величественным может быть гимн школы. Например, ироничными могут быть тексты клятв учителей и учеников. Например, несерьезно-шуточными могут быть награды (допустим, все отличники могут получить по тюбику зубной пасты - чтобы укреплять зубы, портящиеся от перемалывания "гранита науки). Но все же, хотя веселье не противопоказано первосентябрьской линейке, в этом деле главное - знать меру и не переусердствовать. Линейка не должна превращаться в пародию на самое себя. Поэтому ко всем юморным элементам и шуточным эпизодам следует относиться тактично сдержанно.
Возрождение прошлого - это не единственный способ наполнить линейку ритуалами. Есть еще один, не менее продуктивный, способ. Чтобы воспользоваться им, надо, прежде всего, вспомнить, что День Знаний - это праздник, посвященный НАЧАЛУ учебного года. А ведь НАЧАЛО есть не только у учебного года. Начало есть у всего, у каждого Большого Дела. И, как правило, начало каждого дела сопровождается соответствующей церемонией с соответствующими ритуалами. Вот эти-то ритуалы и можно позаимствовать. Их можно творчески осмыслить и, переработав, включить в программу первосентябрьской линейки. Вот три десятка ритуалов, которые вполне могут вписаться в школьную церемонию. Эти ритуалы придуманы в разное время представителями разных народов, религий, профессий и социальных групп.
- Строители перед тем, как начать возведение какого-либо архитектурного шедевра, торжественно закладывают первый камень.
- Дипломаты перед тем, как приступить к исполнению обязанностей, вручают правителю страны верительные грамоты.
- Устроители выставок перед открытием экспозиции перерезают ленточку.
- Мастеровые люди перед началом работы плюют себе на руки.
- Кораблестроители перед спуском на воду океанского лайнера разбивают о его борт бутылку с шампанским.
- Спортсмены в день открытия Олимпиады зажигают в особой чаше олимпийский огонь.
- Индейцы перед началом важных переговоров выкуривают "трубку мира".
- Молодожены в момент регистрации новой семьи обмениваются кольцами.
- Крестьяне многих стран перед началом посевной выпускают из клеток птиц.
- Кинематографисты в первый день съемок нового фильма бьют тарелку.
- Студенты Гарвардского университета перед тем, как отправиться на экзамен, подходят к статуе основателя университета - Джона Гарварда - и слегка потирают рукой о его левый башмак.
- Йоги перед началом любого дела предпочитают помедитиовать и сосредоточиться.
- Торговые работники в начале рабочего дня обмахивают товар деньгами первого покупателя.
- Монахини, прощаясь со светской жизнью и начиная жизнь богообразную, остригают себе волосы.
- Циркачи каждое новое выступление начинают с "парада-алле".
- Полководцы-завоеватели перед вступлением в сдавшийся город принимают от делегации знатных жителей символические городские ключи.
- Гостеприимные хозяева встречают своих гостей хлебом-солью.
- Участники ударных комсомольских строек в свое время перед началом масштабных работ сочиняли "письмо в будущее".
- Купцы в былые времена, отправляясь в дальние и опасные поездки, вешали себе на шею мешочки с родной землей, а еще - "присаживались на дорожку".
- Новоселы первой в новую квартиру впускают кошку.
- Солдаты многих стран, пройдя курс подготовки и начиная службу в том или ином роде войск, делают себе соответствующую татуировку.
- "Новые русские" перед заключением сделки идут в церковь и ставят свечку, а потом.. приглашают священника, чтобы тот окропил "святой водой" коттедж, машину, магазин, самолет и т.д.
- "Старые сицилийцы" перед началом абсолютно любого дела целуют крест и мысленно обращаются к Деве Марии.
- Монархам в первый день их воцарения возлагают на голову венок, диадему или корону.
- Российские космонавты накануне полета в очередной раз смотрят фильм "Белое солнце пустыни".
- Футболисты перед началом матча или едят спагетти (сборная Германии), или целуют в лысину своего вратаря (сборная Франции), или выходят на поле цепочкой, взявшись за руки (сборная Бразилии).
Этот перечень обрядов, примет, церемоний, традиций, процедур, то есть ритуалов, можно было бы продолжить. Но, во-первых, он займет слишком много места: люди во всем мире ежедневно совершают сотни и тысячи различных ритуальных действий перед тем, как что-либо начать. А во-вторых, даже из перечисленных не все ритуалы годятся для прямого или косвенного заимствования. Ну, как, например, в школьную линейку может вписаться индейская трубка мира? Или насколько этично бить о стены школы бутылки с шампанским? Может, это и ханжество, но все ритуалы с алкогольно-никотиновой составляющей лучше "оставить за бортом". И без них в перечне есть много любопытного, годного для копирования и способного украсить линейку. Вот лишь 10 примеров того, как инородные ритуалы могут соединиться с линейкой в школьном дворе. Причем все эти ритуалы одного порядка и их названия начинаются со слова "вручение".
1. Вручение верительных грамот классным руководителям.
Этот ритуал позаимствован у дипломатов. Только совершается он в обратном порядке. Если послы свои грамоты вручают правителю страны, в которую они прибыли, то классные руководители не отдают, а принимают из рук директора школы документ, в котором указывается класс, вверяемый педагогу для руководства.
2. Вручение символа профессии молодым учителям-предметникам.
Этот ритуал может быть очень похож на рыцарское посвящение. А рыцарям, как известно, при посвящении вручались шпаги. Поскольку шпага чем-то напоминает указку, именно указки и следует вручить молодым педагогам.
2.2. Вручение символов мастерства опытным педагогам, проработавшим в школе юбилейное число лет.
Этот ритуал можно назвать "маршальским". Ибо, если бы в школе существовало Положение о званиях, подобное воинскому, по нему молодые учителя были бы лейтенантами, а их более зрелые коллеги - капитанами, полковниками, генералами и маршалами. Но поскольку такого Положения нет и погон с полосками и звездочками учителя не носят, постольку им придется вручить что-то другое. Например:
- за 5 лет учительского стажа - изящный кувшин, который символизирует живительный источник знаний, каковым и должен быть педагог, наполняющий информацией головы своих учеников, которые, в свою очередь, можно сравнить с пустыми сосудами.
- за 10 лет учительского стажа - декоративный светильник, который символизирует "светоч разума", каковым и должен быть настоящий педагог, работающий на ниве проСВЕщения и оСВЕщающий детям путь к правильной и достойной жизни.
- за 15 лет учительского стажа - настенные часы - символ связи времен, которая персонифицируется в учителе, передающем будущим поколениям знания, накопленные поколениями ушедшими и уходящими.
- за 20 лет учительского стажа - декоративную шкатулку, которая символизирует "кладезь мудрости", каковым и должен быть опытный педагог, позволяющий детям черпать полными горстями россыпи сведений из своей сокровищницы знаний".
- за 25 лет учительского стажа - хрустальную вазу, которая символизирует многогранность учительского таланта: ведь проработать без устали в школе столько лет может лишь талантливый педагог с хрустально чистой душой.
Символами учительского мастерства могут быть не только ценные (и полезные) предметы. Символами могут быть и специально изготовленные регалии: значки, медали, ордена, медальоны. Изготовить их не так уж и дорого и совсем не сложно (если уж какой-нибудь провинциальный клуб собаководов оказывается в состоянии к каждой выставке заготовить комплект медалей, то школе выполнить аналогичную работу явно по плечу). Форма этих регалий может быть самая разнообразная: от скромных ромбовидных значков, крепящихся к лацкану пиджака, до звездоподобных орденов на ленте, надеваемых через плечо; от привычных медалей на планке до медальонов на цепочке. Материалом для подобных регалий может служить и металл, и бумага, и керамика. Разнообразным может быть и изображение на регалиях. Самый простой его вариант - написать "Педагогический стаж - 25 лет". Более интересными и привлекательными будут медали, на которых прочерчены профили великих педагогов прошлого: Песталоцци, Коменского, Дистервега, Ушинского и | др. Еще можно нарисовать различных животных, которые традиционно являются символами мудрости: дельфина, ворона, змею, филина и др. (Впрочем, этот последний вариант может вызвать у учителей совсем иные ассоциации, поэтому, прежде чем воспользоваться им, следует все взвесить и поинтересоваться мнением самих педагогов.)
3. Вручение директору школы символов его власти.
Этот ритуал, в отличие от "рыцарского" и "маршальского", можно было бы отнести к разряду "царских" или "президентских". При этом, если директор недавно назначен и лишь приступает к своим обязанностям, ритуал можно назвать "коронацией" или "инаугурацией". А если директор правит давно, то ритуал должен лишь подтвердить его полномочия. Что может быть символом директорской власти? Это зависит от характера каждого конкретного директора, от его роли и места в учительско-ученическом коллективе. Одному директору в качестве символов больше всего подошли бы Кнут и Пряник, он мог бы взять их в правую и левую руки и, скрестив руки на груди, сесть в свое директорское кресло, подобно египетскому фараону. Другому директору больше соответствовали бы административно-хозяйственные символы: Книга приказов по школе, гербовая школьная печать, связка ключей от кабинетов и иных школьных помещений. Третьему директору - вечно спешащему и при этом ничего не успевающему - можно было бы в качестве символов вручить Веретено и Сито. Символами четвертого директора могли бы стать приборы из некоторых школьных кабинетов: барометр - он мог бы символизировать, что директор, подобно метеорологу, должен следить за атмосферой в школьном коллективе;
камертон - он мог бы указывать на то, что директор, подобно дирижеру, обязан добиваться единства звучания учительских, ученических и родительских интересов; компас - он мог бы обозначать, что директор, подобно капитану корабля, несет на себе ответственность за определение курса школы, за ее перспективы и планы, за ее будущее. Ну, а пятому директору - всеми любимому и обожаемому - можно было бы вручить подсолнух, который, как известно, является символом солнца; это означало бы, что директор в школе - как солнце в небе, без него и день не начнется, без него жизнь скучна и сера. Если же не учитывать разнообразия стилей директорского руководства, то можно просто надеть на директора мантию, профессорскую шапочку с кисточкой и медальон - это будет в европейско-университетском духе.
4. Вручение учащимся школы символического ключа от. Страны Знаний
Этот ритуал напоминает прошловековые традиции, когда полководцам вручали ключи от покоренных городов. Символизировать он может то, что когда-нибудь, рано или поздно, Страна Знаний капитулирует перед настойчивыми покорителями и отдаст упорным завоевателям все свои богатства, то есть знания.
5. Вручение первоклассникам "первокирпичика" будущего дома (пирамиды, храма, дворца) знаний.
Этот ритуал позаимствован у строителей, которые закладывают первый камень в основание будущего архитектурного шедевра. Первоклассников, если напрячь воображение, можно сравнить со строителями. 1 сентября они приступают к возведению здания из 10 этажей-уровней-классов, в котором множество подъездов-предметов-наук. Чтобы это строительство протекало успешно, и нужен "первокирпичик" Им может стать обыкновенный пластмассовый или деревянный кубик (кубик больше всего похож на кирпич), на гранях которого нарисованы "первоэлементы" любого знания - буквы и цифры. При вручении первоклассникам кубиков можно сказать, что, пока они хранят свой "первокирпичик". Дворец Знаний будет расти; а если они его потеряют, все может пойти наперекосяк и, в конце концов, рухнуть. В этом случае кубик будет еще и своеобразным талисманом, позволяющим школьникам преодолеть трудности учебы - строительства.
7. Вручение первоклассникам амулетов.
Этот ритуал явно имеет религиозно-мистическое происхождение. Амулеты, то есть предметы будто бы оберегающие человека от жизненных невзгод, очень популярны были в Средние Века. Тогда люди верили, что у многих предметов есть магическая или божественная сила, способная защитить их, помочь им. Сегодня в засушенную лапку лягушки, в просверленный зуб лисицы, в толченый корень папоротника мало кто верит. И, тем не менее, сегодня многие люди втайне носят в кармане или на цепочке что-то, что, по их мнению, выручает их в проблемные моменты. А раз так, то школьникам тоже можно вручить нечто, оберегающее и защищающее. Таким амулетом-оберегом может стать и грецкий орех, и медный пятак, и декоративная подковка, и сувенирный колокольчик, и красивый, гладкий камешек, и т.д. Поскольку перечень амулетов безграничен, лучше всего сделать так, чтобы свои "детские" обереги вручили первоклассникам ученики старших классов. Возможно, кому-нибудь из первоклассников подаренный амулет и в самом деле поможет, главное - поверить в это.
8. Вручение учащимся разных классов символических значков.
Этот ритуал по происхождению самый древний. Он возник еще тогда, когда люди жили родами и члены каждого рода каким-либо образом раскрашивали себе лицо, руки, грудь, чтобы отличаться от представителей другого рода. Сегодня татуировки на теле - это, к счастью, не поголовная обязанность. Сегодня демонстрировать свою принадлежность к профессии, к политическому движению, к молодежному течению принято или одеждой-формой, или нагрудными визитными карточками, или просто значками. Именно такие значки, указывающие, в каком классе учится тот или иной ученик, можно изготовить и подарить всем школьникам.
Этот ритуал можно считать "военно-спортивным". И в армии, и в олимпийском движении очень важен дух команды, чувство коллектива. Предметным выражением этого духа и являются символы; знамена - в первую очередь. (В армии, например, могут расформировать и полк, и дивизию, если утеряно знамя; и наоборот: полк, понесший необратимые потери, будет рассматриваться как боевая единица, если знамя сохранено.)
1 сентября на линейке, помимо ученических коллективов, сформированных давно, присутствуют и только что образованные классы. Это и первоклассники, и - порой - пятиклассники и десятиклассники. Именно этим классам и следует вручить нечто символическое, что, с одной стороны, означало бы сам факт появления нового коллектива, а с другой стороны, выражало бы надежду на то, что в будущем этот класс станет сплоченным и дружным. Такими символами могут стать вышеупомянутые штандарты классов. (В последующие годы класс сможет выходить с этим штандартом-вымпелом на все официально-торжественные школьные мероприятия.) Но символом класса может быть не только флажок-штандарт. Если вспомнить фильм "Детсадовский полицейский", то в нем Арнольд Шварценеггер принес в группу дошкольников хорька и объявил, что отныне этот зверь - символ класса. Шварценеггер в этом эпизоде поступил очень по-американски. У них, в Америке, очень многие спортивные клубы возят с собой на соревнования и быков, и медведей, и пингвинов. Причем не игрушечных, а живых, самых настоящих. Эти животные считаются символами клубов, они будто бы приносят удачу. И если со зверями-покровителями что-то случается, все впадают в депрессию. Об этом, кстати, рассказано в другом фильме, где Джим Керри разыскивал украденного у одного из спортклубов дельфина. Если позаимствовать у американцев эту традицию, то в условиях нашей школы символами вновь созданного класса может стать и котенок, и попугай, и черепашка. Или - неодушевленный аналог зверя, то есть большая, мягкая игрушка.
А еще символы классов можно не вручать, а передавать. Например, от пятиклассников - первоклассникам. Это будет символизировать еще и установление шефства (опеки, кура-торства, патронажа) старших над младшими.
10. Вручение ордеров и ключей от кабинетов старостам классов.
Этот ритуал подсмотрен у новоселов. Поскольку школу часто называют "вторым домом", постольку у его жильцов должны быть свои "квартиры". "вартирой каждого класса является кабинет, в котором класс проводит свои внеучебные мероприятия и за уборку которого он отвечает. Ключи от этих "квартир" вместе с соответствующим документом, который называется "ордер", как раз на линейке можно вручить "ответственным квартиросъемщикам", то есть старостам классов. Возможно, этот ритуал позволит преодолеть индифферентное отношение учеников к школьному имуществу, разбудит в них "чувство хозяина", и в результате - они с большей ответственностью отнесутся и к сохранности мебели, и к качеству уборки. Ведь давным-давно известно: все "свое" - бережется, а "ничье" - разбазаривается.
Все только что перечисленное - это лишь один вид ритуалов, которые можно позаимствовать во всемирной ритуальной кладовой. Условно этот вид можно назвать "вручательные ритуалы". Но в той же кладовой можно присмотреть и взять взаймы еще очень многое. Например, "жестяные" ритуалы. (Вообще-то, по-правильному, их следует назвать "жестовые", но жестяные звучит веселее.) "Жестяные ритуалы" - это такие жесты и движения, выполнение которых как бы гарантирует выполняющему успех в предстоящем большом деле. При этом человек сначала мысленно или вслух формулирует свою цель, свои планы, и лишь затем выполняет некое движение, которое - согласно языческой традиции - должно предохранить планы от неисполнения или крушения. Например, поставив себе целью "учиться без трое", ученики могут закрепить это стремление