Коляды
Коляды — очень древний языческий праздник, который совсем не связан с Рождеством Христовым хотя и переняли много христианских традиций. Коляды это праздник Бога неба — Даждьбога, ведь после зимнего солнцестояния день становиться дольше и солнечнее. Значит, Даждьбог уже проснулся. Зима обязательно закончиться, и придёт пора тепла и работы. Языческие колядные празднества хорошо сохранились и прижились в нашем времени.
Место для рекламы
Вам подарок
28 Ноября 2008
Коляды длились не один день. Если переносить на современный календарь, а лучше взять церковный, то они охватывают Рождество Христово, День Василия Великого и Крещение Иисуса. Сюда попадает и Новый год.
Этап первый.
24 декабря (по православному календарю — 6 января) наши предки встречали Коляду, скорее всего, Божью Мать Солнца. Точно установить нет возможности, ведь всё происходило так давно! В честь Коляды в каждом доме готовили святой ужин. Обязательно на столе красовалась кутья, блины и много-много еды, за что этот вечер в народе прозвали «большой кутьёй». Все блюда обязательно готовились постными, среди них чаще всего были квас с грибами, овсяный кисель, отвар из сушеных яблок. Ужинать садились при первой звезде, зажигая на кутье свечку. Под скатерть подстилали сено или солому. Это напоминало о том, что Иисус родился в хлеву. Однако многие этнографы считают, что сено подкладывали и в языческое время, как признак плодородия.
На следующий день отмечали Коляды — праздник, которого ждали целый год. Отмечать было принято в кругу семьи, но если считать, что в деревне все свояки, то гудела вся деревня.
После долгого поста скромная еда и спиртные напитки недвусмысленно намекали на продолжительное застолье, плавно переходящее в бодрый завтрак. С этого дня начинали ходить колядующие — небольшие группы молодых людей, которые пели колядные песни, славили святой вечер, а заодно и хозяев. Последние в свою очередь старались одарить колядующих разными вкусностями так, чтобы не было стыдно ни перед соседями, ни перед Богами. Ведь обряд колядования непосредственно связан с приношением жертв языческим Верховным Божествам. Так, на Полесье до наших времен сохранился обычай относить деньги, которые дают люди в колядные дни, «на ахвяраванне» в местную церковь.
Колядующих в их нелёгком труде сопровождала «коза», но не настоящая, а переодетый в кожух озорной и весёлый юноша. Коза была главным действующим лицом (или мордой?). Верили, что присутствие этого животного во дворе отпугивает разных нечистиков, приносит плодородие, хороший урожай, радость и благополучие в доме. Советую попробовать затянуть к себе во двор колядовщиков вместе с этим милым животным, скорее это будет милый юноша, и наутро ни соседей, ни чертей, ни тараканов, никого. Жизнь хороша!
Колядование проходило весело, со смехом, плясками и полными чарками, хорошими подарками и настоящим чувством праздника. Гостинцы, что получали молодые люди за ритуальные песни и пляски, шли на общий стол. Незаметно появлялись музыканты, в современной интерпретации — это магнитофон, водка, самогонка, шкварки (без комментариев). Пелись песни, кружились хороводы — оттягивался народ по полной. Большой популярностью пользовались различные игры, старинные, подвижные, весёлые. Наиболее известная и в полной мере дошедшая до нас, является игра «Женитьба Терешки». Всё действо происходило ночью и в самом большом доме. На протяжении нескольких дней, точнее ночей «родители» выбирали, жениха, невесту, сватали, женили. Все свадебные обряды были как настоящими. Участники забавы должны были уметь танцевать «лявониху», вести хороводы-мостики, петь песни. Приготовления к театрализованной игре начинались ещё осенью, и все участники с нетерпеньем ждали этих зимних, колядных ночей, чтобы всласть посмеяться и потанцевать.
Этап второй — Щедрый вечер
Вторую кутью отмечали под самый Новый год, который в празднование Коляд пришел сравнительно недавно. Наши предки отмечали его первого марта по летоисчислению от создания мира. Приход весны предзнаменовал для земледельца начало нового витка в сельскохозяйственной деятельности, витка важного и насыщенного. Точно неизвестно, когда у белорусов появился традиция встречать Новый год зимой. Есть данные, что с введением в Великом Княжестве Литовском (1584 год) григорианского календаря, Новый год стали праздновать на государственном уровне первого января.
Вторая кутья — был один из самых обильных праздничных ужинов — эдакий праздник живота. На столе можно увидеть много мяса — вяленого, копченого, вареного, жареного. За такое обилие пищи новогодний вечер называли щедрым, мясным, жирным, толстым или богатым. Сама же кутья заправлялась маслом и медом. Кроме игр, застолья, песен и хороводов у наших предков огромной популярностью пользовались различные гадания и ворожба. Естественно, главными действующими лицами были незамужние девушки. Кому же, как не им интересоваться своей судьбой. Чтобы узнать грядущее, девушки бегали под окна соседнего дома, сыпали зёрна овса или конопли, прислушиваясь к праздничному говору. Если до них долетали слова: «Не спеши, посиди, вечер долог» или «Ещё рано, успеешь домой» — то это предсказывало ещё год сидеть в девках. Если гости говорили: «Время собираться», «Хватит сидеть, пора идти» — это воспринималось, как счастливая весточка о предстоящей женитьбе. Так что не гоните девушек из-под своих окон и не удерживайте гостей, быть может, в данный момент решается кого-то судьба.
Очень распространенной ворожбой среди молодёжи были гадания с помощью зеркала. Для этого в полночь, обычно в бане ставили на стол зеркальце, а перед ним — свечку. Напротив зеркала ставили ещё одно — поменьше, так, чтобы, смотря в него, можно было увидеть бесконечный «коридор». Всматриваясь вдаль, можно было увидеть своего жениха или услышать его голос. Сразу скажу, что для слабонервных такое гадание запрещено, слишком страшно. Без шуток.
Этап третий
Третья кутья празднуется 5 (по православному календарю18) января и называется «постной». В этот день звали на ужин мороз. Хозяин выходил во двор и кричал «мароз, мароз, хадзі куццю есці». Все садились за стол, и каждый старался угодить морозу, чтобы зима была нехолодной, весна тёплой, а урожай — богатым. Если погода на следующий день потеплела, то считалось, что морозу понравилось в гостях. На утро следующего дня хозяйка пекла блины, а хозяин с первым испечённым блином шёл «отписывать» Коляды — своеобразный обряд прощания. Над порогом дома, над воротами, над дверями хлевов и других помещений он рисовал мелом крестики. Вообще-то последним колядным днём в наших краях считалось 21 января, когда праздновались Проводы Коляд.
Коляды заканчивались, оставаясь в памяти ярким и красочным событием зимы. Впереди были тяжелые дни работы, борьба за жизнь, проблемы, сбор урожая, посиделки. Круговорот жизни бесконечен: и следующие Коляды ждали с нетерпением и сладким чувством приближения праздников.
Этап первый.
24 декабря (по православному календарю — 6 января) наши предки встречали Коляду, скорее всего, Божью Мать Солнца. Точно установить нет возможности, ведь всё происходило так давно! В честь Коляды в каждом доме готовили святой ужин. Обязательно на столе красовалась кутья, блины и много-много еды, за что этот вечер в народе прозвали «большой кутьёй». Все блюда обязательно готовились постными, среди них чаще всего были квас с грибами, овсяный кисель, отвар из сушеных яблок. Ужинать садились при первой звезде, зажигая на кутье свечку. Под скатерть подстилали сено или солому. Это напоминало о том, что Иисус родился в хлеву. Однако многие этнографы считают, что сено подкладывали и в языческое время, как признак плодородия.
На следующий день отмечали Коляды — праздник, которого ждали целый год. Отмечать было принято в кругу семьи, но если считать, что в деревне все свояки, то гудела вся деревня.
После долгого поста скромная еда и спиртные напитки недвусмысленно намекали на продолжительное застолье, плавно переходящее в бодрый завтрак. С этого дня начинали ходить колядующие — небольшие группы молодых людей, которые пели колядные песни, славили святой вечер, а заодно и хозяев. Последние в свою очередь старались одарить колядующих разными вкусностями так, чтобы не было стыдно ни перед соседями, ни перед Богами. Ведь обряд колядования непосредственно связан с приношением жертв языческим Верховным Божествам. Так, на Полесье до наших времен сохранился обычай относить деньги, которые дают люди в колядные дни, «на ахвяраванне» в местную церковь.
Колядующих в их нелёгком труде сопровождала «коза», но не настоящая, а переодетый в кожух озорной и весёлый юноша. Коза была главным действующим лицом (или мордой?). Верили, что присутствие этого животного во дворе отпугивает разных нечистиков, приносит плодородие, хороший урожай, радость и благополучие в доме. Советую попробовать затянуть к себе во двор колядовщиков вместе с этим милым животным, скорее это будет милый юноша, и наутро ни соседей, ни чертей, ни тараканов, никого. Жизнь хороша!
Колядование проходило весело, со смехом, плясками и полными чарками, хорошими подарками и настоящим чувством праздника. Гостинцы, что получали молодые люди за ритуальные песни и пляски, шли на общий стол. Незаметно появлялись музыканты, в современной интерпретации — это магнитофон, водка, самогонка, шкварки (без комментариев). Пелись песни, кружились хороводы — оттягивался народ по полной. Большой популярностью пользовались различные игры, старинные, подвижные, весёлые. Наиболее известная и в полной мере дошедшая до нас, является игра «Женитьба Терешки». Всё действо происходило ночью и в самом большом доме. На протяжении нескольких дней, точнее ночей «родители» выбирали, жениха, невесту, сватали, женили. Все свадебные обряды были как настоящими. Участники забавы должны были уметь танцевать «лявониху», вести хороводы-мостики, петь песни. Приготовления к театрализованной игре начинались ещё осенью, и все участники с нетерпеньем ждали этих зимних, колядных ночей, чтобы всласть посмеяться и потанцевать.
Этап второй — Щедрый вечер
Вторую кутью отмечали под самый Новый год, который в празднование Коляд пришел сравнительно недавно. Наши предки отмечали его первого марта по летоисчислению от создания мира. Приход весны предзнаменовал для земледельца начало нового витка в сельскохозяйственной деятельности, витка важного и насыщенного. Точно неизвестно, когда у белорусов появился традиция встречать Новый год зимой. Есть данные, что с введением в Великом Княжестве Литовском (1584 год) григорианского календаря, Новый год стали праздновать на государственном уровне первого января.
Вторая кутья — был один из самых обильных праздничных ужинов — эдакий праздник живота. На столе можно увидеть много мяса — вяленого, копченого, вареного, жареного. За такое обилие пищи новогодний вечер называли щедрым, мясным, жирным, толстым или богатым. Сама же кутья заправлялась маслом и медом. Кроме игр, застолья, песен и хороводов у наших предков огромной популярностью пользовались различные гадания и ворожба. Естественно, главными действующими лицами были незамужние девушки. Кому же, как не им интересоваться своей судьбой. Чтобы узнать грядущее, девушки бегали под окна соседнего дома, сыпали зёрна овса или конопли, прислушиваясь к праздничному говору. Если до них долетали слова: «Не спеши, посиди, вечер долог» или «Ещё рано, успеешь домой» — то это предсказывало ещё год сидеть в девках. Если гости говорили: «Время собираться», «Хватит сидеть, пора идти» — это воспринималось, как счастливая весточка о предстоящей женитьбе. Так что не гоните девушек из-под своих окон и не удерживайте гостей, быть может, в данный момент решается кого-то судьба.
Очень распространенной ворожбой среди молодёжи были гадания с помощью зеркала. Для этого в полночь, обычно в бане ставили на стол зеркальце, а перед ним — свечку. Напротив зеркала ставили ещё одно — поменьше, так, чтобы, смотря в него, можно было увидеть бесконечный «коридор». Всматриваясь вдаль, можно было увидеть своего жениха или услышать его голос. Сразу скажу, что для слабонервных такое гадание запрещено, слишком страшно. Без шуток.
Этап третий
Третья кутья празднуется 5 (по православному календарю18) января и называется «постной». В этот день звали на ужин мороз. Хозяин выходил во двор и кричал «мароз, мароз, хадзі куццю есці». Все садились за стол, и каждый старался угодить морозу, чтобы зима была нехолодной, весна тёплой, а урожай — богатым. Если погода на следующий день потеплела, то считалось, что морозу понравилось в гостях. На утро следующего дня хозяйка пекла блины, а хозяин с первым испечённым блином шёл «отписывать» Коляды — своеобразный обряд прощания. Над порогом дома, над воротами, над дверями хлевов и других помещений он рисовал мелом крестики. Вообще-то последним колядным днём в наших краях считалось 21 января, когда праздновались Проводы Коляд.
Коляды заканчивались, оставаясь в памяти ярким и красочным событием зимы. Впереди были тяжелые дни работы, борьба за жизнь, проблемы, сбор урожая, посиделки. Круговорот жизни бесконечен: и следующие Коляды ждали с нетерпением и сладким чувством приближения праздников.
Комментарии